Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 22.02.2024, 17:05

Сайт учителя начальных классов Заичкиной Елены Юрьевны

Меню сайта
Категории раздела
Архив результатов [10]
Родителям [9]
Копилочка [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода
Сегодня праздник
Праздники России

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям

Психологическая готовность к школе

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

 

Волевая готовность ребенка к школе

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Поведение ребенка до 7 лет непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное. Необходимо развивать его физические способности, развивать его двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скорость в играх, беге, прыжках, метаниях и т.д.
Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать. Закладывается фундамент личности.
На основе общего развития ребенок перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого поведения. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Ребенок должен уметь:
1. Понимать и принимать задачу, ее цель.
2. Спланировать свою деятельность.
3. Подбирать средства для достижения цели.
4. Преодолевать трудности, достигая результат.
5. Оценивать результаты деятельности.
6. Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает внимания.

Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть.

Родители нередко утверждают ребенка в его не желании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок, неважно, что ему ставят; главное, что ему интересно и что он старается, делает как может; этого достаточно.

Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба - это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.

Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.

При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему").
В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.
Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.
Ребенок должен:
1. Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.
2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.
3. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.



Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01b.shtml
Категория: Родителям | Добавил: anele (26.02.2017)
Просмотров: 1101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
Поиск
Новости образования
Мысли о воспитании
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Комитет по образованию Санкт-Петербург
  • ГБОУ "СШ №217" г.Санкт-Петребург
  • Телефон доверия
  • Живой календарь
    Сотрудничество
    МетаШкола - математический интернет-кружок, олимпиады, репетитор  МетаШкола - математический интернет-кружок, интернет-олимпиады, интернет-репетитор.

    Начальная школа Сайт «Начальная школа» - издательство «Прсвещение».

     uchi.ru Uchi.ru - школьные предметы в интерактивной форме, онлайн-олимпиады.


    Сайт Заичкиной Е.Ю. © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz